Капитализация недолива
Может быть, в недоливах виновата... зима? АЗС покупают топливо в тоннах, а продают в литрах. При падении температуры от +20 до -20 градусов тонна «худеет» на 55-60 литров (-4,4%), а это более тысячи рублей.
Есть и другая «сезонная» тонкость. Сами заправщики жалуются на несовершенство методик контроля недолива. Так при отрицательных температурах проверяющие органы используют мерники типа МО2-10, рассчитанные на работу при +15...+25 градусах. В результате, чтобы удовлетворить стандарту, допустим, при -10 градусах, максимальный недолив должен составлять не 0,5%, а всего 0,34%. То есть вместо пяти литров в худшем случае можно налить 4,983 литра. Иначе после приведения к +20 градусам недолив превысит допустимую норму.
Короче говоря, зимой оступиться проще и выгоднее. Тем более рисков не так и много. Сами заправщики рассказали, что сегодня в России фактически отсутствует система государственного контроля точности налива на АЗС. Большинство проверок носит кампанейский характер, и контролируются обычно менее «наукоемкие» аспекты, вроде наличия на территории АЗС мусора или целостности электропроводки. А морочиться с мерниками, допусками и температурными поправками – это слишком хлопотно. Да и в принципе по закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля...» проверять их можно раз в три года, уведомив за три дня до начала рейда. Так что пока точность налива остается на совести владельцев АЗС: чем, как и когда проверять колонки, они решают сами.
Естественно, возникает соблазн чуть-чуть обвесить. Тем более небольшой недолив может принести вполне серьезные деньги. Взять, к примеру, заправщика, который нагревает клиентов за счет трехпроцентных недоливов. Перепродавая неучтенное топливо через свою же АЗС, он получает «премию» в 10 тысяч с каждой колонки ежемесячно, ничего особенно не делая. Пять колонок – пятьдесят тысяч.
Можно посмотреть на ситуацию глобально. Российские НПЗ поставляют на АЗС страны порядка 3 миллионов тонн топлива в месяц. Даже если недолив составляет разрешенные 0,5%, в год можно «наварить» 5 миллиардов рублей – и это вполне легально! А где полпроцента, там и процент, а где процент – там уже 10 миллиардов. А сколько в действительности?
Как поймать недоливщиков?
Допустим, вы заподозрили обман. Забавно, что иногда эти подозрения не вполне обоснованны. Например, измерение залитого объема по стрелке топливомера слишком грубо, чтобы отловить проценты недолива. Заливая полный бак, иной раз не стоит удивляться, что получился объем больше паспортного: есть еще горловина, в которую входит 3-5 литров, иногда больше. Разумеется, если вам перелили литров 20 – это уже повод задуматься.
Хотите проверить точнее – изготовьте мерник из обычной пятилитровой бутылки, разметив ее пищевой емкостью или чем-то вроде того. Точность такого «прибора» будет невысока, но грубый недолив вы заметите. На АЗС набирайте топливо в металлическую канистру, как требуют правила техники безопасности. Для больших доз можно использовать 25-литровую канистру, переливая ее в мерную емкость частями.
Выявили существенный недолив – обращайтесь к оператору АЗС или к менеджеру: иногда он находится на заправке или поблизости. Собственно, можете делать это и без предварительного замера, просто в этом случае сами не будете уверены, что вас «обвесили». Выполнять все лучше в присутствии свидетелей.
Попросите представителей АЗС провести контрольный эксперимент с помощью поверенного мерника, наличие которого на АЗС обязательно. Отказать в контрольном замере вам не могут, и, если что, ссылайтесь на «Правила продажи отдельных видов товаров...», где имеется такой пункт: «Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование».
Сначала прибор смочат топливом (никакой черной магии – этого требует методика), затем проведут два замера. Чаще всего на АЗС имеются 10-литровые мерники, некоторые имеют подвижные шкалы для корректировки по температуре или типу топлива. Недолив на грани допустимых 0,5% вряд ли стоит ваших нервов, поэтому обращайте внимание на серьезные недостачи.
Ну а дальше – как договоритесь. Если обнаружен недолив, большинство адекватных заправщиков предложат вам компенсировать его пропорционально объему купленного топлива. Рассчитывать, что они расщедрятся на год бесплатной заправки, наивно, ведь шансов, что вы доведете дело до серьезных разборок, немного. Проблематично также склонить заправщиков к измерению недолива в больших объемах – они скажут, что просто не имеют соответствующих пробников.
Если заправщик не признал вины или вы решили наказать его во что бы то ни стало, составляйте акт, где отражайте все существенные факты, включая имена и телефоны свидетелей, данные представителей АЗС, дату и время забора, название и номер АЗС, тип мерника, температуру воздуха, показания прибора. В идеале работники заправочной станции должны расписаться под актом, если отказываются – отражайте это в документе. Не забывайте и чек с АЗС.
Далее – к официальным структурам. Внеплановые проверки на точность налива могут проводить соответствующие отделы милиции, органы государственной инспекции по защите прав потребителей или суды. В Челябинске можете обращаться в местное отделение Роспотребнадзора (ул. Елькина, 73, тел.: 263-64-90, 263-85-77).
Ваше заявление и акт дадут основание провести внеплановую проверку, однако заправщика поставят в известность за сутки, так что время подготовиться у него будет. Есть шанс, что во время проверки колонки будут нещадно переливать, хотя все пломбы окажутся нетронутыми – трюкачи есть в каждой профессии. Некоторые юристы утверждают, что основанием для возбуждения административного дела являются ваши заявление и грамотно составленный акт, и никакой дополнительной проверки не понадобится.
Но прежде чем вы ввяжетесь в войну с заправщиками, расскажем вам о том, что стоит на кону. Даже если вы докажете вину АЗС, в самой пиковой ситуации юридическое лицо попадет на штраф... только не смейтесь: от 10 до 20 тысяч рублей (ст. 14.7 КоАП РФ). Для должностных лиц или граждан штраф и вовсе 1000-2000 рублей. Делов-то. Заправщики не скрывают, что если такие штрафы им и выписывают, сугубо для отчетности контролирующих органов с согласия обеих сторон.
Выхода нет
Складывается впечатление, что с недоливами проще смириться, чем бороться. Ну разве что иногда полезно пугнуть заправщиков, чтобы они компенсировали вам пару литров, заблудившихся в колонке. А хождения по надзорам и судам – занятие для людей с избытком свободного времени и жаждой отрицательных эмоций. Решить проблему радикально может лишь государство, но ему, похоже, эта тема неинтересна. В Роспотребнадзоре нам сообщили, что заявлений по поводу недолива топлива еще не писал никто.
Можно действовать по-другому: составить более полный рейтинг АЗС с точки зрения недолива и реальной цены, который мотивирует заправщиков относиться к вопросу тщательней. Но для этого нужна ваша помощь, уважаемые читатели. Если соберется инициативная группа из 7-10 человек, готовых потратить в новом году дня четыре на масштабную проверку недоливов, мы готовы поддержать идею и даже раздобыть удобный мерник, чтобы максимально ускорить процедуру (Написать письмо).
Ну а если желающих не найдется... Будем считать это знаком, что текущее положение всех устраивает. Лично меня, если хотите, 70 рублей «обвеса» на АЗС волнуют куда меньше, чем размер коммунальной платы или стоимость автомобильной страховки.
Официальные партнеры проекта «Лаборатория»: холдинг «Сейхо-Моторс»,
лаборатория ГСМ Сертификационного центра автотракторной техники.
Артем КРАСНОВ, специально для Autochel.ru